Вичуга 2009
фото: Алиса Тен


       Летом 2009-го года я, Алиска и наш друг Илья Буяновский отправились в трёхдневную поездку по Ивановской области (плюс Кострома в последний день). Путешествие очень понравилось. Кроме Костромы, все города, а главное люди в них — прекрасны. Постепенно буду выкладывать историю нашего путешествия.

       Я не люблю останавливаться в гостиницах. Мне не нравится гостиничная атмосфера. Мало того что в российских провинциальных гостиницах часто бывает грязно, проживают непонятные люди, хамит персонал, нет своей кухни в комнате и т. п.,  мне в принципе кажется, что селясь в квартире, где вокруг живут обычные горожане, где ты ходишь в обычный магазин и день-два играешь в местного жителя, больше «понимаешь» город, в котором находишься. Поэтому и заграницей я не очень люблю снимать номера отелей. Короче говоря, я заказал нам двухкомнатную квартиру в Иваново, в которой надо было появиться в течение дня. Но сначала мы приехали не в Иваново, а в Вичугу.
       Вообще, стоит сообщить любезным читателям, что Ивановская область — самая бедная область России. Мы боялись, что нас будут грабить и издеваться над нами каждые сто метров, но нет! Удивительное дело — эта бедность не озлобила, а облагородила местных жителей. В отличие от Костромской области, где к нам ещё на подъезде начали лезть какие-то ублюдки, где народ смотрит злобно и кругом одно быдло, в Ивановской области мы потеряли всякий страх и нам было спокойно.
       Теперь про Вичугу. Раньше никакой Вичуги не было, а было штук двадцать пять разных деревень и сёл, которые объединили в город в 1925 году. В связи с этим, атмосфера в городе совершенно удивительная. Такое ощущение, что какая-то повариха-неумёха шлёпнула жидкое тесто на сковороду и получился такой громадный, дырявый, разбрызганный по стенкам блинище, названный Вичугой. Чтобы из одного конца города проехать в другой, нужно, как мне показалось, минут сорок — не кисло для 35-тысячного городишки. То вдруг пятиэтажки, то вдруг лес, то вдруг поле, то вдруг деревянные дома, то огромная площадь и дворец культуры... Весь город состоит из маленьких населённых островков и каждый обладает своей атмосферой.

(панорамы возле храма)
       Нашими передвижениям руководил Илья, до этого изучивший местность дистанционно и первый пункт назначения нашего маршрута было то, что раньше являлось селом под названием Тезино. С вокзала мы взяли таксишку и за шестьдесят рублей домчались до храма под названием Храм Воскресения Христова или Красная церковь. Его в начала двадцатого века построил какой-то богатый мужик после того, как его дочь погибла — она случайно подожгла свое платье свечкой при молитве и загорелась. Хотя мне и не понятно, как такое возможно. Скажу честно, да простит меня наш попутчик, храм мне не очень понравился. И мои опасения сразу же подтвердились. Стоило нам вылезти из машины, как тут же рядом стоящий поп протянул нам лобызать ручку и наставническим тоном стал благословлять нас. Я не атеист и ничего против не имею, но в этом его поведении было что-то из того, как изображают попов в советских фильмах типа «Неуловимые мстители». Впрочем, это ладно бы с ним, поп руководил какими-то ремонтными работами и мы пошли внутрь двора. Подойдя к церкви, и начав снимать на фотики и камеру, на нас выскочил второй помошник попа и стал злобно допрашивать  — «у вас есть благословление на фотосъёмку?! Вас батюшка благословил?». Это, вообще-то, общественное достояние и я имею право общёлкивать со всех ракурсов хоть каждый кирпичик, если мне заблагорассудится. Впрочем, я с ним бузить не стал — если бы я открыл рот, мы бы сильно поругались с этим чуваком. Я не удивлюсь даже, если бы он полез драться — так солидно он доставал мобилу за штуку баксов и пи-пикал своим джипом штук за сорок (поповские машины видны в первой панораме). Короче, противный мужик и  атмосфера стояла противная.
       Чего-то я разболтался. Вот единственная фотография святых отцов, снятая из-под тишка. Как назло, судя по  фотографии выходит, что святые отцы решают серьёзные проблемы, а на фоне стоят не их иномарочки (они остались за кадром), а строительный автобус:


А вот сам храм.


Храм славен своей майоликой:

       К сожалению, половина этой майолики уже осыпалась и я не удивлюсь, если через пару лет благочестивые отцы не сшибут её остатки и не завесят чем-нибудь более "приятным". Я не просто так это говорю, а сужу по интерьеру в церкви. Внутри — налицо простое уничтожение исторического памятника. Я не знаю, что там было раньше, наверняка не пустые стены. Сейчас там совершенно убогие, чудовищно нарисованные картинки хуже чем в брошюрах братьев еговых. Пол, как в супермаркете — бело-розовая плитка в клеточку.

Плитка в «пятёрочке» храме:



В общем, я поспешил поскорее уйти оттуда.
Пройдя сто метров в траву, увидел воинское захоронение:


Среди могил паслась коза (по свидетельству очевидцев, не первый год):


Наконец, мы уехали из этого места и на этом кончились неприятные впечатления от Ивановской области.
Мы поехали обратно, туда, где когда-то стояла деревня Бонячки. Теперь там здоровенная площадь, парк и Дворец Культуры:


Сегодня в городе событие — трактор привёз кусты и мебеля:


Ленин так и рвётся принять участие — не часто в городе происходит что-то подобное:


Слева от парка Белая Воскресенская церковь:


Рядом с ней домик:


И церковный сарай:


       Обойдя парк с левой стороны, мы пошли сразу к больнице Коновалова. Дело в том, что Бонячки принадлежали когда-то «Товариществу мануфактур Ивана Коновалова с Сыном». Коновалов тратил половину доходов на благоустройство города и в частности, построил шикарнейшую больницу для простых мужиков. Она в самом далеке, а сначала всякие домики. Вот это, например, двухквартирный особняк для служащих:




По направлению от больницы идут-едут вичужане. На заднем плане идёт процесс оцифровки местности:


На подходе к больнице, нас встречает бабуля, просит сфотографировать щеночка.
Щеночек не вышел, зато вышла сама бабуля:

       Наконец, мы приближаемся к больнице. Уже на подходе попадаем в абсолютно обособленное мистическое пространство. Что-то до благоговения родное, словно из какого-то далёкого детства, в котором ты должен был быть, но никогда не был. За сто метров, всё вокруг окутывается магической дымкой:


Отсюда берёт начало волшебная Нарния. Городской фонарь торчит посреди леса. Мужик с лопатой — это дядя Эндрю:


Впрочем, фонарных столбов тут много:


Наконец, сама больница:




Это я, смотрю на больницу:


А больница смотрит на меня:



Какая-то бабушка разговаривает с окном:


Другая куда-то идёт:


Уходит:



Уходим и мы. Через парк. Нас провожают взглядом местные жители, призраки прошлого:


Мужчина, знающий закон о мире и девушка с пинг-понговой ракеткой:


Призрак настоящего облагораживает территорию:


Объект:


Наконец, мы берём тачилу до вокзала и садимся на маршрутку в Иваново. Мать с ребёнком бегут из калитки помахать нам ручкой:


А мы едем дальше:


(обратите внимание, в конце ролика — Красная Церковь, в которую мы приехали в самом начале)

к эрудиту | к путешествиям | к жж

©2009 Митин Иван | vanmeetin@vanmeetin.ru